Дима, так еще раз говорю, что билеты продаются не на поезд!
Билет удостоверяет договор перевозки. На конкретный поезд он или это суточный абонемент - значения не имеет. Тебе ГК РФ цитировать?
Поэтому претензии по этому вопросу бесполезны.
Они не бесполезны хотя бы потому, что муссирование этих вопросов позволит со временем выработать номальные удовлетворяющие пассажиров правила игры. Пусть даже через "сутяжнические" судебные процессы. Кстати, говорят, что г-н Сергей Смердов - это отец
axis`а. Если это так - то он вряд ли будет обижаться на статус "сутяжника", ибо тот самый Сергей Смердов и есть один из самых актвиных членов ОО "Сутяжник". Правда, пока не верится, что уважаемый мною г-н
magistr и отец бывшего дизайнера runcity.ru - это один и тот же человек.
Если у тебя на руках билет от Финляндского вокзал до 4 зоны, ты не сможешь даже доказать, что он куплен, например, до Белоострова, а не до Токсово.
Меня как потребителя мало волнует, что система обилечивания ОАО "РЖД" настолько несовершенна, что не позволяет ни определить, откуда и куда билет выдан (боюсь, что тогда и договор перевозки следует считать незаключённым с возвратом необоснованного обогащения), ни определить, использовался билет или нет (на это порой ссылаются высокие чины ОАО "РЖД"), ни определить, фальшивый он или нет и т.д. Исполнитель обязан права потребителя соблюдать, как он это сделает - забота не потребителя. И в случае чего доказательством будет сам билет, а вот факт его использования или неиспользования, например, должен будет доказывать тот, кто утверждает (ОАО "РЖД" как ответчик), потому что так распределяет бремя доказывания Гражданский процессуальный кодекс. Другое дело, что суды реально защищают монополистов (даже если не брать процессы против РЖД - попробуй выиграть иск, например, к "Мегафону" или МТС: независимо от наличия основания для иска зарее известно, что шансов проиграть больше, чем выиграть), поэтому "политес" на таком процессе будет играть первую скрипку, а только потом реальные доводы сторон.
Более того, в принципе тогда можно говорить заодно, что и сама электронная система проверки билета (турникет) уже не в пользу пассажира играет. Даже если турникет заглючило, всегда можно свалить на пассажира все проблемы и заставить его покупать новый билет. И, поскольку "внутрь" турникета не заглянешь, то и доказать что-то пассажиру маловероятно. Можно даже дань так собирать в пользу обслуги турникета: иногда выключать турникеты и затем пропускать страждущих за чёрный нал. Тем не менее, вот буквально в субботу я не смог заставить турникет скушать мой билет на выход (кстати, билет вопреки обыкновению был достаточно гладким и несмятым, обычно у меня скомканный билет турникеты на ура кушают). Сую его и так и эдак, он не хочет ни зелёный, ни красный огонёк давать, вообще игнорирует меня, хотя только что работал. Я попробовал два турникета и разные положения билета, после чего обратился к турникетчице на Витебском вокзале. Она молча взяла мой билет, сунула сама так, потом эдак, и молча же меня пропустила по своей служебной карте. И, кстати, билет я у неё забрал. Поскольку билет был правильный и нескомканный, то это либо турникет глюканул, либо на кассе в Пушкине ПО кривое стоит. Так вот:
каковы были мои шансы, что меня бы не выпустили, пока я не приобрету билет на выход, при том, что я точно знаю, что билет я покупал, и что у меня в руках именно тот самый правильный билет в хорошем состоянии???
А уж тем более доказать, что ты хотел уехать в течение часа после покупки этого билета, а не в 23-59 того же дня (а билет действителен до 2 ночи).
Насчёт действительно билета до 2 ночи впервые слышу. То есть если я приду на ночную элку (которая в 4 утра уходит с Финбана) в полпервого ночи и куплю билет, то на элку я не попаду?
А вот доказать покупку билета я смогу. В последние дни я много ездил и чтобы на выходе не перепутать билет, сверяю дату и время выдачи билета. Сомневаюсь, что мне приглючилась эта информация на билете.
А случаев отсутствия пригородных поездов любого направления с определенного вокзала в течение одних суток по Питеру я не припомню.
Там с этим часом другой момент, который делает практически неиспользуемым это правило. В законе сказано: "незапланированный перерыв" в движении. Т.е. он во всяком случае должен быть форс-мажором для РЖД, поскольку даже отмена, вывешенная у табло - это уже "запланированный" (типа кто не смотрит - РЖД не виноват). Реальных срывов движения РЖД давно не делает, это говорит в пользу организации движения (авария с НЭ не в счёт, РЖД терактами не занимается). Хотя и тут я вижу возможность злоупотребить - в том смысле, что в случае реального форс-мажора можно по-тихому вывесить объявление об отмене электрички уже в течение дня. Ну, или просто заявить тому, кто предъявил претензию, что было вывешено, истцу следовало зенки протереть получше :) (суд от РЖД такое заявление может проголотить).
Что касается возврата денег в пригородных перевозках (вернее, отказа в возврате), то прецеденты такие обсуждаются в тематических Интернет-ресурсах и тебе, как юристу, наверняка известны лучше, чем мне.
Да, известны. Там ситуация тяжелая, поскольку Правила проезда проверялись по заявлению того же Смердова и его коллеги Буркова (ещё один известный сутяжник) Верховным судом, но подобная фраза есть и в Уставе ЖДТ, который имеет силу федерального закона, поэтому равновелик с ЗоЗПП по юридической силе. Правда, строго говоря, фраза в Уставе ЖДТ принципиально отличается от фразы в Правилах проезда и, на мой взгляд, не быть быть истолкована как исключающая возможность возврата денег за билет (там фраза реализована как "пассажир имеет право ... получить деньги за билет ... в случае" без слова "только", поэтому толковать её как исключающие иные случаи возврата денег я бы не стал, а суд этот узкий момент вовсе не разбирал, если судить по тексту решения). Вот если не считать эту зацепку с токлованием фразы из ФЗ, в принципе к отказному решению суда придраться трудно.
Ни одного случая возврата денег по причине отмены или опоздания поезда мне лично не известно.
Наверняка после ступора всего движения из-за аварии НЭ отменялись и электрички как в Питере, так и в Москве. Наверняка возвраты денег были, поскольку последствия аварии устраняли больше суток. А билеты на электрички до некоторых станций за 200 руб. зашкаливают.