Self-made или организация соревнований минимальным количеством людей. Отчёт организатора соревнований по ночному ориентированию ОТрыв-6.
Начну с того, что делать какие-бы то ни было акции в мае-июне в рамках проекта ОТрыв я не планировал. Сессии, экзамены - не лучшее время для массовых игр и соревнований. Однажды в одно из воскресений я вывесил постинг о нашем проекте на крупнейший белорусский велофорум "Поехали". Обычно нас там не жалуют, возможно, путая с "Критической Массой", но в этот раз всё получилось с точностью до наоборот - модераторы сайта сообщили о том, что в следующие выходные они планируют велофестиваль, и в частности - ночную велогонку по городу. Попросили помочь с организацией, но я уже тогда понял, что гонки получатся нетривиальными.
Так и случилось - в понедельник на личной встрече мне предложили провести ночной ОТрыв. В условиях авральной подготовки я пообещал попробовать сделать что-то минимальное. Ну и только для велосипедистов, "транспортники" в этот раз по понятным причинам остались в пассивных наблюдателях.
Я бы не взялся за подготовку соревнований в такой краткий срок - это довольно безответственно, прежде всего потому, что нужно подготовить качественную дистанцию. Но в запасе у нас уже было несколько десятков точек, "невошедших" в апрельский ОТрыв, и я решил попробовать построить дистанцию на них (самое интересное, что они опять "не вошли" - по ходу обнаружилось много новых идей, более подходящих для игры с такой концепцией).
Старт игры (
http://otryv.runcity.ru/img/news/050517.gif ) по просьбе организаторов был сделан в парке микрорайона Курасовщина на краю города (не очень удачная идея - часть участников успела устать уже по пути из дома на старт через весь город). А финиш... Учитывая специфику действия - ночной гонки - мы решили не выставлять на дистанцию живых судей и не устраивать финишного сбора. После прохода дистанции участники просто отзванивались мне и задиктовывали результаты. Несмотря на заявленную "минимальность", в итоге дистанция оказалась составленной из 10 полноценных КП, а средняя расчётная дистанция получилась около 40 км. Условия - "классические" для ОТрыва (все 10 заданий выдавались на старте и проходились в любом порядке), а вот оценка результатов была экспериментальной. Чтобы участники сами могли выбрать для себя темп и дистанцию, каждая точка была оценена в очках (от 3 до 7 в зависимости от удалённости от старта, удалённости от остальных точек, сложности задания), и задачей участников было набрать максимальное количество очков (время учитывалось только при прочих равных). За невзятие КП очки не присуждались, за взятие "не того" объекта в том же районе - "половинились", за взятие "с подсказкой" или не совсем точное - снималось 1-2 очка. Верхняя планка была ограничена шестью часами и фактически ни на что не влияла (в среднем темпе дистанцию можно было пройти за 4-4.5 часа).
Как показала итоговая статистика (
http://otryv.runcity.ru/game06points.html ), игра получилась очень сбалансированной. Правда, из-за вечернего дождя на старте появилось только 10 команд (20 участников). Некоторым командам помогали спецтехнические средсвта (как например GPS-приёмник (у команды в итоге 5-е место так как около часа ушло на то чтобы "забить" маршрут в навигатор) и координаторы, сидящие дома с компьютером, картой и мобильными телефонами (у команд в итоге 2-е и 3-е место, что довольно-таки неплохо и видимо помогает). Большой вариативности в маршрутах специально не предусматривалось. В статистике можно увидеть, что многие команды находились на КП в одно и то же время, вместе пытаясь решать нетривиальные задания. И если днём пресловутый эффект "паровоза" многих раздражает, то ночью, в пустом городе, при отсутствии жюри на дистанции он помогает участникам не забывать, что в городе на пустых улицах они не одни. Все были довольны.
Прокомментирую задания (
http://otryv.runcity.ru/game06tasks.doc ). КП 1 - это табличка о посадке дерева в одном из микрорайонов. В скверике рядом поздно вечером ещё отдыхали люди, которые со смехом отправляли участников к месту поиска. Заявленный в снаряжении фонарик пригодился участникам и на КП 7 - мало того, что среди стволов деревьев во дворе надо было различить деревянную опору (вычислить её по проводам было нельзя - они уже давно как отрезаны) - так в темноте нужно было считать изоляторы на вершине. Один из участников так сомневался в своём зрении, что залез на дерево рядом с опорой чтобы выполнить задание как можно более точно. На КП 5 о продающемся частном доме участников отпугивала здоровенная собака за его оградой, а на КП 8 нужно было найти второй паспорт стройки, на котором было указано, что на самом деле она ведётся в посёлке в Минском районе. Задание КП 9 "Коммунистическая 4 корпус 0" станет самым запомнившимся на этой игре, как и "лотерея" во фруктовом саду на окраине города - где в темноте нужно было вначале подняться около двух сотен метров по мокрой траве среди деревьев в кромешной темноте на самую высокую точку сада, а потом спуститься с неё к ближайшей опоре ЛЭП (с улицы стоя у подножия сада определить нужную было нереально).
Почти все участники приехали с работающими фарами и габаритными огнями, а одна девушка для заметности приехала в белоснежной куртке (уже по дороге из дома к старту куртка потеряла свойство белоснежности). Происшествий на дистанции не произошло, ночью машин в городе почти нет, а милиция всего один раз заинтересовалась одной из команд из соображений безопасности, но проверив документы и вещи они успокоились и всё утряслось. Абсолютно все участники, диктуя свои результаты, были очень довольны чёткими заданиями и хорошо проработанной игрой. Обещали обязательно участвовать в следующий раз, поэтому я думаю, что ночные соревнования в рамках проекта ОТрыв будут проводиться и в будущем.
Ведь нет ничего лучше позитивного времяпровождения в компании единомышленников, которым и являются эти соревнования. Да уж действительно, ОТрыв - это позитив! :-)