К вопросу о билетах и законности действия представителей общественного транспорта. Я тут в январе 2009 года достоверно узнал о том, что на единые проездные билеты технологически установлен лимит времени для повторного предъявления. Нет, я сам не попадался, как Вы можете успеть подумать. Всё проще: я поболтал с кондкутором автобуса на Невском проспекте. Она призналась мне в том, что на валидаторах на данном маршруте установлен лимит (то ли час, то ли 40 минут - не помню) для повторного предъявления. Что в случае повторного предъявления он её не прочитает (вроде, выдаст "нет карты" или что-то в этом духе). Именно поэтому все кондукторы так легко и без претензий в диалоге "- Я Вас уже проверял(-а) - Да, уже проверяли" соглашаются с пассажиром и не перепроверяют честность его ответа. (Вот сколько раз в течение продолжительного времени налюдаю такую вроде как странную реакцию кондкуторов - а не понял, что за ней стоит).
Признаться, я слегка офигел. Думал раньше, что это придумки параноиков. Так вот, кондуктор - хорошая тётка - объяснила мне, что в этом случае она будет вынуждена выпроваживать пассажира из салона. Объяснил кондуктору - хорошей тётке - что это незаконно будет, поскольку распоряжение Комитета по транспорту (июнь 2008 года) не предусматривает ограничение проезда пр единым проездным билетам. И, соответственно, если пассажир считает свою карточку действительной, он вправе по ней ездить без ограничений. Она ответила, что всё понимает, но им так велено, у них инструкции и вообще работа такая. А ещё я подумал, что фраза про действительность билета только после его погашения, нанесённая на современных электронных проездных, приобрела вполне практический смысл. Я этой фразы ещё со времён июньского распоряжения опасался (она из него происходит, а не творчество дизайнеров). Конечно, это правило противоречит Гражданскому кодексу в части положений про договор перевозки. Но ведь не будешь же доказывать это в салоне автобуса?!
Недавно я с другим кондуктором разговаривал на ту же тему. Да, есть такое дело. Только у них - а это был автобус № 86 - лимит не час установлен (это я ему вещал как пассажир, чётко уверенный в существовании такого лимита). У них там лимит сомсем маленький - минут 10, поскольку специфика маршрута сказывается: много пассажиров едут уже с ул. Смолячкова через конечную. То есть после второго разговора стало ясно, что технологический лимит не просто существует, а вполне даже может устанавливаться на разных маршрутах по-разному. Как это реализуется? Очевидно, путём программирования валидатора.
Почему я делаю акцент на том, что этот лимит "технологически" установлен? Именно потому, что он 100% не соответствует закону. И нарушает права потребителя. Однако в случае попадения под него пассажир вряд ли сможет доказать сам факт отказа в поездке, если позже сотрудники ОТ будут всё отрицать. А вариант сидеть в салоне и бычиться тоже чревато: или водитель выпихнет из салона пинком под рёбра, или милиция выведет с обвинением пассажира по какой-нибудь статье КоАПа (ну, типа воспрепяствование деятельности транспорта под какой-нибудь формальный состав подведут).
Так вот, теперь пытаюсь придумать работающую стратегию поведения против такого беззакония. Пока ничего путного придумать не могу. Хотя покамест меня лично это не касалось...
P.S. Самое поганое, что касается сия неприятная ситуация подавляющего меньшинства пассажиров. Обычный пассажир в обычном режиме вряд ли имеет возможность в течение нескольких десятков минут попасть в тот же автобус/троллейбус/трамвай, в котором уже ехал сегодня. А вот для участников Бегущего Города в Санкт-Петербурге это вполне может оказаться суровой реальностью. И ведь даже не поскандалисшь от души: цигель-цигель, ай-лю-лю.