Итак, вот вам, товарищи, полная и без прикрас история топонима "Капсюльный мост".Мосты в данной местности через реки Охту и Луппу (Лубью) существовали в этой местности с советского времени, а многие на соответствующем месте встречаются и на планах начала XX века. Как водится, были они безымянные, поскольку мосту собственное имя необязательно: он и так стоит, даже без имени, и отсутствие названия не препятствует пользоваться им по назначению, переходить, стало быть, через реку посуху, и переезжать, если позволяет конструкция. Обозначать мост при ориентации на местности тоже не трудно - мостов не много, и почти к каждому выходит своя улица или переулок. А поскольку на мосту никто не живёт, то адресов по нему всё равно не присвоишь. Архитектурным замыслом и красотой эти мосты тоже не отличались = сплошная утилитарность: чай стоят не в центре города. Вот и не спешили власти официально присваивать названия мостам на окраинах по принципу "незачем плодить сущности без необходимости". А народные утилитарные названия к ним то ли так и не привились в быту вообще (как, например, привились к мостам на Гутуевском острове), то ли просто не сохранились (точнее, не были выявлены, зафикированы и потому не попали на карты и планы) ... но так или иначе, до середины советского времени (1950-х годов) дошли они без названий. Однако, поскольку советское хозяйство было централизованным, и после войны вполне наладилось, к тому же город Ленинград активно рос и развивался вширь и вглубь, то совсем без названий находящихся на их балансе мостов Мостотресту и подобным службам было неудобно. Для обслуживания таких мостов и обозначения их в ведомственной документации использовались "технические" наименования, обычно номерные, типа "5-й Охтинский мост", или "Охтинский мост № 5" (обратите внимание, для Мостотреста оба этих примера одно и тоже, теперь сравните с тем, как обозначаются номерные Каменноостровские мосты в краеведческой литературе, в реестрах и списках и на табличках, имеющихся на самих мостах).
В частности, Топонимическая энциклопедия нам говорит о том, что первоначальное наименование "4-й Охтинский мост" возникло в 1950-е годы. Нумерация мостов через реку Охту возникла в 1950-е годы, когда были пронумерованы против течения существовавшие в то время на реке пять мостов, начиная с Ириновского проспекта. Для всех пяти мостов употреблялись также варианты типа "Охтинский мост № 4". После того, как между 1-м и 2-м Охтинским мостами появился ещё один мост, ему был присвоен номер 1а (ныне - Объездной мост). Современное название присвоено 6 ноября 1997 года. Происходит от наименования Капсюльного шоссе. Добавлю от себя, что видел этот мост на плане полицейских частей Санкт-Петербурга из справочника "Весь Петербург" за 1913 год:
http://www.aroundspb.ru/maps/spb1913_parts/polustrov.png (точнее, мост примерно на том же месте).
Так вот, в 1997 году Топонимическая комиссия всё-таки решила эти формально безымянные мосты на реках Охте и Луппе (Лудье) официально наименовать. Но не закрепить "технические" наименования в качестве официальных, а, наоборот, заодно и вывести из употребления в хозяйственных документах сугубо утилитарные однообразные номерные ведомственные названия, заменив их на более красивые и разнообразные топонимы с краеведческой составляющей и по местным топонимам улиц и переулков.
В результате на свет появилось Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 06.11.1997 № 1142-р "О наименовании мостов", в котором были наименованы сразу 24 моста (два через Муринский ручей, семь через реку Охту, одиннадцать через реку Луппу, три через реку Славянку, один через реку Тызьву). Подписано данное распоряжение губернатором В.А. Яковлевым. Обращая внимание, что с юридической точки зрения это было первое официальное наименование этих мостов, а их прежние известные название, как ведомственные, так и исторические (правда, таких я не знаю) во внимание не принимались. Исторические в подобных случаях, если находятся, то считаются утраченными в период до наименования (т.е. имеют безымянный период), а ведомственный официоз вообще не учитывается.
Капсюльный мост был наименован в числе прочих указанным Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 06.11.1997 № 1142-р "О наименовании мостов". По поводу него написано следующее:
ГУБЕРНАТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 ноября 1997 г. N 1142-р
О НАИМЕНОВАНИИ МОСТОВ
1. В соответствии с решением Топонимической комиссии Санкт-Петербурга от 18 сентября 1997 года, учитывая ходатайство Мостотреста от 26.05.1997, присвоить названия мостам:
1.1. Через Муринский ручей
по Гражданскому пр. - "Гражданский мост"
в дер. Новой - "Муринский мост".
1.2. Через р. Охту
по Ириновскому пр. - "Ириновский мост"
в створе Объездного шоссе - "Объездной мост"
по Индустриальному пр. - "Индустриальный мост"
по ул. Потапова - "Армашевский мост"
по шоссе Революции - "Большой Ильинский мост"
по Капсюльному шоссе - "Капсюльный мост"
у Челябинской ул. и дер. Рыбацкое - "Челябинский мост".
1.3. Через р. Луппу
у Ильинской слободы - "Малый Ильинский мост"
в створе 2-й Жерновской ул. (у участка д. 214) - "Жерновский мост"
в створе пр. Наставников - "Лупповский мост"
по ул. Коммуны - "Колтушский мост"
по Андреевской ул. - "Андреевский мост"
на территории Пороховского кладбища - "Пороховской мост"
по Рябовскому шоссе между Андреевской и Беломорской улицами - "Рябовский мост"
по Камышинской ул. - "Камышинский мост"
между Братской и Всеволожской улицами - "Всеволожский мост"
по Поселковой ул. - "Поселковый мост"
по Рябовскому шоссе за Окраинной ул. - "Окраинный мост".
1.4. Через р.Славянку
в створе Шлиссельбургского пр. - "Славянский мост"
по ул. Революции (г. Павловск) - "Большой Каменный мост"
по ул. Работницы (г. Павловск) - "Линновский мост".
1.5. Через р. Тызьву (г. Павловск) по ул. Софьи Перовской - "Бертонов мост".
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета по культуре.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
Вот так буквально
"по Капсюльному шоссе - "Капсюльный мост", ни больше и не меньше. Никаких привязок к ведомственным названиям в тексте распоряжения губернатора не имеется. Реестра названий объектов городской среды тогда не было (он появится только через два года) - вносить было некуда. Словосочетание "по шоссе" следует читать буквально, то есть в створе шоссе, но не у конца, а в его продолжение, то есть в таком месте, где Капсюльное шоссе имеется с обеих сторон моста. С учётом местоположения самого Капсюльного шоссе. Которое тогда представляло собой хоть и узкую, и кривоватую, но вполне нормальную, и, главное, единую беспрерывную улицу - это из-за КАДа шоссе было разорвано на две части, и полностью утратило свою ценность как дорога, как улица местного значения, как элемент улично-дорожной сети микрорайонов Ржевки. Поэтому разногласий по поводу местонахождения Капсюльного моста тоже быть не может: это мост, соединяющий левый берег реки Охты и полуостров, образованный рекой Охтой и Зыбиным (впоследствии ставшим по неизвестной мне причине Безымянным) ручьём. То есть единственный мост, отвечающий фразе "по Капсюльному шоссе".
Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 15.01.1998 № 4
"О внесении изменений в эталонную версию Базисного плана" все последние к тому времени названия объектов городской среды, утверждённые губернатором Санкт-Петербурга, были внесены в указанный Базисный план. Который является обязательным источником для тех ведомств и организаций, которые имеют отношение к землеустройству, межеванию, картографии и т.п. Именно с этих пор и стали карты Санкт-Петербурга использовать название "Капсюльный мост" для моста по Капсюльному шоссе, хотя тогда далеко не все. Многие карты его игнорировали вообще, а некоторые, построенные, видимо, на картооснове КГА, использовали (да и сейчас встречаются) ведомственные наименования этих мостов.
Затем Капсюльный мост был включён в Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 01.11.1999 № 1144-р "О Реестре названий объектов городской среды Санкт-Петербурга" с следующим описанием:
Капсюльный мост | через р. Охту по Капсюльному шоссе | 6 ноября 1997 г.
Капсюльный мост без изменения описания своих границ (местонахождения) входил в Реестр названий объектов городской среды как в первоначальной редакции, так и во всех последующих до последней редакции от 21.07.2003 г. Потом, после отмены предыдущего Реестра он под тем же описанием границ вошёл в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2006 № 117 "О Реестре названий объектов городской среды" и существует там по сегодняшний день включая редакцию от 17.08.2012 г.
Более того, эта позиция Реестра названий объектов городской среды дважды упоминается в контексте исходного описания образца 01.11.1999 г. (для целей соблюдения алфавитного порядка в Реестре) и в двух постановлениях Правительства Санкт-Петербурга о присвоении названий безымянным мостам:
1) от 03.07.2012 г. № 682 (присвоены названия пяти мостам, включая Карельский мост) и
2) от 27.07.2012 г. № 764 (присвоены названия двум мостам, включая Каретный мост).
Таким образом, начиная с 06 ноября 1997 года и по сегодняшний день формальное официальное описание местоположения Капсюльного моста - через реку Охту по Капсюльному шоссе.Однако этим летом выяснилось, что Топонимическая комиссия допустила в 1997 году
MegaFail, не проконтролировав фактическое исполнение распоряжения губернатора Санкт-Петербурга в эталонных источниках картографической информации. Называли-то члены комиссии тот мост, который считался с названием "Охтинский мост № 4", а описание местоположения дали как "по Капсюльному шоссе".
А на самом деле Охтинский мост № 4 по топографической информации находился в другом месте - это деревянный пешеходный мост южнее железнодорожного моста на ж.д. перегоне "Пискарёвка-Ржевка".
Хотя, конечно, есть нехилая вероятность того, что ошибка на самом деле допущена Мостотрестом ещё в 1950-е годы или позже до 1980-х или 1990-х годов. То есть в том смысле, что Охтинским мостом № 4 изначально мог называться мост по Капсюльному шоссе, а потом в топографической информации он мог случайно вследствие ошибки составителей "переехать" на место пешеходного моста южнее моста по железнодорожной линии. С другой стороны, мост южнее ж.д. моста всегда мог считаться Охтинским мостом № 4, поскольку формально находился в нужном промежутке относительно нумерации мостов.
Обсуждение данного фейла Топонимической комиссии в 1997 г. и топографические планы местности по данным треста ГРИИ на 1964 г. и на 1992 (?) г. на форуме Эраунда можно посмотреть по ссылке:
http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&th=13297&start=0&rid=0&S=b9371d320ca2a593a90c496efe3cc500Во вложении я прикрепил файлы с топографическими данными Треста ГРИИТопонимическая комиссия желала присвоить название "Капсюльный мост" именно "Охтинскому мосту № 4", однако, получается, добросовестно заблуждалась относительно того, где же этот самый мост находится. Из топографической информации следует, что Охтинский мост № 4 - это мост южнее железнодорожного моста. Следовательно, его Топонимическая комиссия и назвала!
Во всяком случае, на практике получилось так, что Топонимическая комиссия, желая дать новое наименование Охтинскому мосту № 4, и считая, что даёт новое наименование мосту по (в створе) Капсюльному шоссе, дала новое наименование, непосредственно связанное с местоположением относительно Капсюльного шоссе, и при этом наименовала Охтинский мост № 4 вместо соседнего моста. Точнее я расскажу только после того, как увижу текст решения Топонимической комиссии.
Как признал член Топонимической комиссии (который в 1997 году в комиссию ещё не входил):
Похоже, имела место быть неточность при подготовке постановления от 1997 года, которым были присвоены официальные названия номерным мостам через Охту и Лубью. Вот откуда эта неточность взялась... возможно была какая-то двусмысленность в материалах мостотреста, а топоснову конечно и в глаза не видали...
Потому что искренне считали, что мост в створе Капсюльного шоссе это и был Охтинский мост N4, каковое мнение и перекочевало в ТЭ.
Раз уж в то постановление попал "виртуальный" Пороховской мост, так чему удивляться.
В данном случае я верю топоснове, потому что они с табличкой взаимно дополняют друг друга. Интересно ,конечно, успели ли что-то повесить на "официальный" Капсюльный..
Самое же весёлое в том, что сейчас, после постройки КАДа, и разделения Капсюльного шоссе на две изолированные части, бывший Охтинский мост № 4 оказался в створе дорожки, являющейся прямым продолжением (окончанием) южного участка Капсюльного шоссе с севера. То есть он как бы также попал в створ Капсюльного шоссе, и его можно, с большим натягом, считать "по Капсюльному шоссе".
Таким образом, Топонимическая комиссия случайно назвала Капсюльным мостом Охтинский мост № 4, который находится южнее железнодорожного моста через Охту, указав при этом местоположение Капсюльного моста "по Капсюльному шоссе".ВЫВОД: при такой ситуации однозначно утверждать, что табличка "Капсюльный мост" висит не на том мосту, который наименовала Топонимическая комиссия, нельзя. Это можно было бы сказать, если бы табличка просто висела не на том мосту, который имела в виду Топонимическая комиссия при наименовании. Поскольку в данном случае Топонимическая комиссия желала переименовать - точнее, наименовать - Охтинский мост № 4, а он находился южнее железнодорожного моста, можно с тем же успехом утверждать, что Топонимическая комиссия именно его и наименовала, а описание в Реестре ошибочно. В результате этой ошибки имеется раздвоение
сознания топонима Капсюльный мост.
С этим я всех участников Бегущего Города 2о12, а также членов Топонимической комиссии, а также картографов-профессионалов и любителей картографии и топонимики и поздравляю! Живите с миром! :-)
P.S. Хотя до формального изменения описания границ моста следует руководствоваться официальным текстом Реестра названий объектов городской среды, а не табличкой на мосту и не тем, какой именно мост был Охтинским мостом № 4. Вполне возможно, что будет поправлено описание в Реестре, но я бы не исключал возможность того, что будет поправлена (убрана) табличка, либо всё останется как есть.