Развёрнутый комментарий
Metalian на
The Village:
По словам знакомых нам работников департамента транспорта, мэр Москвы Сергей Собянин дал личное устное указание полностью закрыть троллейбусную сеть не позже 2020 года. Причем он якобы распорядился уже к началу 2018 года уничтожить большинство линий и оставить один парк на 200 машин. Для сравнения: сейчас действует восемь парков, а общее количество линейных машин составляет не менее 1 300 штук.
Попытки организовать закупки троллейбусов на конкурсной основе делаются с огромным количеством странностей.
В результате либо закупки отменялись совсем, либо, как было с последним конкурсом, из партии численностью 12 троллейбусов приходил только один и был отправлен обратно на завод как не соответствующий техническому заданию из-за каких-то мелочей. При этом вполне ходовые машины списываются по устному распоряжению.
Нам известно, что многих водителей троллейбусов почти принудительно переучивают на водителей автобусов (бесплатно, но в их законные выходные) или предлагают уволиться. Также в январе 2017 года уже должны были закрыть некоторые троллейбусные парки и маршруты. Но, по слухам, этого не произошло из-за того, что ЛиАЗ сорвал сроки поставки автобусов.
После того как в центре сняли примерно 10 километров троллейбусных линий, якобы портивших вид улиц, без движения автоматически остались, по нашим подсчетам, еще 60 километров линий. При реконструкции Садового строители перерубили четыре из шести питающих кабелей, а двое оставшихся проложены в 30-х годах ХХ века. Но вскрыть плитку и восстановить кабели власти не разрешают. Оставшиеся два позволяют запустить троллейбус «Б», однако мы слышали, что Мосгортрансу запретили делать это без указания сверху.
Возможных причин для такого поведения властей множество, хотя не могу утверждать, что среди них нет домыслов, возникших на пустом месте. Одной из основных считается личная неприязнь Сергея Собянина и Петра Бирюкова к троллейбусам. Еще одна версия — интерес якобы дружественной мэру группы компаний «Ташир» к троллейбусным подстанциям, которые после закрытия можно будет переоборудовать для питания возводимых этой компанией коммерческих объектов недвижимости. Также утверждается, что на ход событий повлияла полная неработоспособность троллейбусов после знаменитого ледяного дождя в декабре 2010 года. Еще возможно, что выделенные линии хотят использовать для движения правительственных кортежей, а автобусам, в отличие от троллейбусов, проще будет освободить проезд для спецтранспорта.
Почему автобус проигрывает троллейбусу? Срок службы современного автобуса — семь лет, а троллейбуса — 12–16 лет. При этом цена нового современного автобуса близка к цене нового современного троллейбуса, а в эксплуатации при разумном подходе троллейбус дешевле. Мне вполне понятно желание властей освоить бюджет и дать ЛиАЗу стабильный заказ на тысячу машин в год — завод принадлежит Олегу Дерипаске.
Власти обещали заменить троллейбусы электробусами, но мировой опыт свидетельствует в пользу того, что пока этот вид транспорта — дорогая и ненадежная игрушка. По факту мы видим, что троллейбусы идут в металлолом или раздариваются другим городам, а вместо них на дороги выпускают автобусы на 40 пассажиров. И теперь люди вынуждены ждать на остановке по 20–30 минут.
Практика показывает, что стабильный частоходящий троллейбусный маршрут даже при не самой правильной трассировке способен перевозить много пассажиров, а редкий и нестабильный даже при идеальной трассировке спросом пользоваться не будет. Так что нужно установить разумные временные интервалы и организовать выделенные линии. Ну и пора бы построить небольшие участки новых линий, чтобы адаптировать троллейбусную сеть к современным потокам. Но властям сложно этим заниматься, с автобусом гораздо проще: поставил остановки, поменял паспорт маршрута, развесил таблички — и все готово. А для троллейбусов необходимо капитальное строительство.
Замена троллейбусов на автобусы ухудшает и качество транспортного обслуживания пассажиров, и экологическую обстановку в городе. Троллейбусы необходимы там, где есть стабильные большие пассажиропотоки: на вылетных магистралях, хордовых направлениях и зачастую для развозки от станций метро по спальным районам. Жизненно необходимы троллейбусы и в центре, на Садовом («букашка» все же — один из брендов Москвы), в Серебряном Бору и Крылатском, в Измайлове. Да, наверное, везде, где горожане к ним привыкли.