Есть ещё предложение по планированию дистанции БГ. 18-19 февраля я принял участие в соревнованиях по лыжному ориентированию "100км за 24 часа" на Карельском перешейке. В прежние годы формула этих соревнований в точности соответствовала БГ (почти линейное многоэтапное ориентирование), на этот же раз было предложено нечто новое. Хотя формула БГ-Москва уже определена, думаю, что закинуть идею на будущее полезно уже сейчас, по горячим впечатлениям. Итак, на этих соревнованиях были:
1) Кольцеобразный маршрут, на котором стояли три обязательных судейских КП (аналог этапных финишных КП);
2) около 50 необязательных КП, все они были выданы на старте и могли быть взяты в любой момент и в любом порядке, пропуск
каждого наказывался штрафным временем от 0,5 до 2 часов. При этом взятие всех КП в течение контрольного времени было явно
нереальным, и приходилось чем-то жертвовать;
3) необязательные КП группировались вдоль больших дорог, соединяющих обязательные. Дешёвые стояли на самих дорогах, более дорогие в отдалении, они брались радиальными выходами с дорог, либо по дугам, петлям с возвратом на дорогу.
В результате получилось следующее:
1) С общего старта все распались на две группы, одни пошли по часовой стрелке, другие против;
2) эти два паровоза постепенно распадались на разветвлениях, ко 2-му этапу все разбежались и перемешались окончательно;
3) победители взяли примерно 2/3 всех необязательных КП;
4) все остались довольны, так как прежний линейный маршрут был менее интересен, успех определялся, в основном, физической
подготовкой и удачной "посадкой в паровоз". Теперь же возросла роль самостоятельного планирования маршрута и ориентирования.
Выводы:
1) подобная формула представляется удачным компромиссом между линейным ориентированием и рогейном.
2) контроль за соблюдением правил через время прохождения здесь значительно проще, чем на рогейне. Так как многообразные
маршруты комбинируются из небольшого количества элементарных отрезков, но в разных сочетаниях (движение "аки броуновские частицы" места не имеет).
3) при применении этой системы на БГ придётся вернуть понятие контрольного времени. Лучше, если оно будет объективно
недостаточным для взятия всех КП.
4) вряд ли следует в точности копировать систему на БГ. Основная причина: город меньше размерами и лучше проходим в различных направлениях, для построения дистанции достаточной длины обычно организуется что-то типа цветка с лепестками или "восьмёрки", а не кольцеобразный маршрут.
5) По-видимому, наилучшей модификацией правил 100х24 в применении к БГ будет следующее:
- на старте выдаётся расположение всех обязательных этапных КП и финиша, которые должны быть взяты строго в указанном порядке в течение контрольного времени. Расстояния между этапными КП должны быть примерно одинаковы.
- на старте и каждом этапном КП выдаётся очередная порция необязательных КП, лучше, если количество их каждый раз будет
одинаковым. Они должны располагаться примерно вдоль линии, соединяющей точку выдачи со следующей этапной точкой, но с разбросом в обе стороны.
- необязательные КП можно брать на любом этапе, независимо от того, когда они были выданы. Пропуск их штрафуется по-разному,
размер штрафа указывается в задании.
6) Идеи из п.5 уже частично проверялись в городских условиях: на декабрьских соревнованиях 2004 года и на БГ-транзит. В обсуждении БГ-2005 на форуме есть немало высказываний по поводу однозначности и однообразности маршрута "Атлантов". Оживление вносили только точки, где была неопределённость: два бонусных КП, "трамвайчик" и парковые КП без точных координат (Сосновка и Екатерингоф). Поэтому считаю, что предложение расширить неопределённость должно найти сторонников.