Дополнения к отчёту от команды 109 "Бескомпромиссная ЛЯгуха".
Хотел написать отчёт, но не мог определиться с пафосом до появления результатов. А теперь отчёт уже написан Лёшей, причём весьма подробный, поэтому ограничусь (глубоко субъективными) зарисовками наиболее запомнившихся моментов.
0. Итог. Он приятно удивил и несколько озадачил. Добавлю к официальному результату некоторые данные: своим ходом прошли 28.8 км, проехали 70 км, на транспорте ездили 17 раз: 7 раз на маршрутных такси, 5 раз на трамвае, 4 раза на автобусах (в том числе междугородных), 1 раз на электричке.
Наш маршрут можно увидеть вот здесь:
http://maps.google.ru/maps/ms?msa=0&msid=116176311417344887976.000457f914359bf6a8eca&hl=ru&ie=UTF8&z=11
1. О пропавшей команде 113. За две минуты до старта очень кстати передал свою активированную команду 113 в руки двух девушек, собиравшихся заявляться на старте, заодно снабдив их картой "Геомедиапринт" (увы, совсем скверной). Об их дальнейшей судьбе мне ничего не известно - например, в итоговом протоколе их нет. Вообще, то есть даже в зоне DNF. Видимо, это ещё одна ошибка ввода данных в таблицу.
2. Дизель на Озёры. Возвращаясь от кп на Партизанской улице, с моста над ж/д путями посмотрели на состав, ходящий из Голутвина в Озёры где-то три раза в день. Я ожидал увидеть грязноватый дизельный поезд из зелёных вагонов, везомых чуть ли не маневровым тепловозом. Он же оказался совсем маленьким, современного обтекаемого вида, бело-синей или как-то так раскраски, и носящим гордое (хотя и нелепое) имя рельсового автобуса. Куда логичнее он смотрелся бы где-нибудь в Европе на скоростной трассе. Ещё давно, когда о побегах в Коломне можно было только догадываться, у меня была, хотя и слабая, надежда, что на нём удастся проехаться во время соревнований. Но естественно, обстоятельства нашего прохождения маршрута вместе с совершенно неудобным расписанием эту надежду более-менее сразу похоронили, даже несмотря на то, что один кп и располагался прямо на платформе Сычево Озёрской ветки. Однако, как написано на форуме, Metalian'у с командой довелось проехаться на Озёрском поезде - что же, поздравляю и очень рад за них. По моим вычислениям, это первый случай использования дизельного поезда в истории отечественного городского ориентирования, хотя я могу и ошибаться.
3. Штурм Зарайского автобуса на автовокзале в 11.50. Это было что-то. По всей вероятности, это первый транспорт, на котором участники начали уезжать в Луховицы. Мы появились на вокзале где-то минут в 20, после чего долго бродили вокруг, разыскивая, откуда ходит 5-я маршрутка, выясняя, не бывает ли маршруток до Луховиц, раздумывая, не поехать ли поискать кп-загадку про лётчика по Коломне. Наконец, где-то в 11.35 решились ехать на автобусе и взять билеты. В кассе тётушка сказала, что все билеты на места проданы, но можно купить билет у кондуктора в салоне. И добавила: "если влезете". Мы не придали большого значения этому замечанию, и стали дальше ждать автобуса на перроне. Тут уже начали появляться другие команды, в том числе знакомые, всего команд пять собралось. А затем пришёл автобус и начался штурм. Открывается одна задняя дверь, там уже стоят наготове две кондукторши гренадёрского телосложения. И с неожиданной быстротой ты оказываешься сжатым со всех сторон людьми (в основном, с билетами!) которые страстно хотят попасть в салон как можно скорее и для этого со всей силы толкают впереди стоящих. Я попробовал достать кошелёк из кармана - не получилось. Не знаю, как где, а у нас в Москве (на Филёвском парке, например) до появления АСКП было принято толкать спереди стоящих только тогда, когда это действительно требовалось - то есть при входе в двери уже переполненного автобуса. А вот так заранее, за пять метров... Дикость. Ну вот, а когда до кондуктора дошёл первый ориентировщик, захотевший взять билет на месте, то кондуктор со злорадством ответила, что за деньги сажать никого не будет (это значило - будет, но не сейчас). У дверей автобуса скопилось несколько человек, желающих купить билеты, возник затор. Это дало повод напирающим гражданам с билетами выразить своё возмущение происходящим. Сзади меня женщина с ребёнком просила пропустить их с ребёнком вперёд, что было физически невозможно. Не в силах всего этого выносить, мы не без труда ретировались из очереди и единогласно решили ехать на 5й маршрутке к бонусу в Щурово, что тотчас и сделали. Остальные команды остались осаждать автобус, насколько я понимаю - успешно. Что же, это тоже составляющая транспортного ориентирования, но нам она оказалась не по зубам.
4. Пересадка на электричку. Наш план был такой - взять бонус на конечной остановке 5й маршрутки, на ней же уехать обратно, а потом попробовать сесть на электричку на станции Щурово. Времени на это было впритык, надежда успеть была небольшой, но деваться было некуда. По нашим расчётам, электричка была в 12.19, вылезли из м/т мы где-то в 12.17, бежать было около 400 метров по неочевидному пути. Помчались со всех сил, выбежали к путям, электрички не видно, платформа уже рядом. В общем, успели, тем более что она опоздала и пришла где-то в 12.21. Очень приятно было. Потом уже в вагоне мы зачем-то посмотрели в расписание и выяснили, что по расписанию электричка значится в 12.16, а не в 12.19, и было очень кстати, что мы этого не заметили и не сдались раньше времени.
5. Дождь в автобусе. Это мы уже едем в автобусе (длинном, с гармошкой) по Луховицам на улицу Жуковского. Именно в это время шел самый сильный дождь и барабанил по крыше с таким стуком, что дрожь пробирала. В этом автобусе мужик на вопрос о том, где владение 38 и дом со шпилем и кто на шпиле, ответил загадочное "Леопольд", а потом объяснил, где выйти, причём правильно.
6. Забег к бонусу в Сушково. Придя перед концом первого этапа к остановке, откуда ездят в Сушково, выяснили, что подходящих автобусов, конечно же, нет. Но местная бабушка сказала, что до церкви километра полтора, вон там стёжечка асфальтовая, по ней идите, и будет слева церковь. Стоил бонус 45 минут, то есть сходить даже пешком имело смысл. И мы побежали. Дождь был неслабый, стёжечка почти вся была покрыта одной большой лужей, и бежать приходилось, то и дело, перепрыгивая с одного её края на другой. Спускаясь к речке, Илья воскликнул "*****!". Не привыкшие к подобным выражениям, мы с Лёшей молча переглянулись, - да, мол, такая уж погода, - но уже вскоре прочли этот самый возглас на синей табличке, означающей название речки. Однако. В общем, оказалось там не полтора километра, а все 2.25. Обернулись туда-обратно за полчаса. Церковь деревянная и, как говорят, интересная изнутри и снаружи, но в этот раз нам не суждено было это оценить.
7. Посадка в Зарайский автобус - 2. Завершив первый этап и разобравшись в беседке на ветру с кп второго, стали медленно и с трудом соображать, в какую сторону с этого перекрёстка нужно уезжать в Коломну. Нам повезло - нужная остановка была именно на той стороне перекрёстка, где и был этапный кп, и как только мы это поняли и посмотрели в нужную сторону, так автобус сразу и появился. 15 секунд промедления - и он уехал бы без нас. А так мы в него сели (ну то есть так говорят - сели, ехали, конечно, стоя), и вместе с нами также и всё прочие команды, завершившие первый этап, в том числе знакомые 106 и 108. Некоторые из них ждали его уже довольно долго, а вот нам повезло. Это всё напоминает то, как в "Формуле-1" время от времени происходит что-то типа чистки трассы, в это время на дорогу выезжает легковой автомобиль и не очень быстро едет, а все болиды выстраиваются за ним длинной вереницей и тоже не очень быстро едут. Потом автомобиль уезжает, и гонка продолжается.
8. Храм в Щурово. Этот вид мне очень запомнился (снято с платформы Щурово, вид на север) Видны две низкие голые безлюдные платформы, вокруг много ж/д путей, еще дальше - безрадостные зоны отчуждения, невзрачные деревья. Низкие облака, ощущение потерянности. И - сквозь пелену дождя проглядывает огромный красный собор в византийском стиле, как бы парящий над путями, совершенно неуместный в этом сером месте. Расстояние до него на глаз определить невозможно, он в другом измерении.
9. Пограничный столб. Откуда-то узнал о нём еще до соревнования, и захотелось посмотреть. Здорово, что там был кп. Столб внушительный, видимо точно так же выглядел и сто лет назад. Точка связи с прошлым.
10. Трамваи. В конце второго этапа порядочно поездили на трамваях, чего также хотелось от этой поездки в Коломну. Порадовала частота хождения и то, что всегда приезжает именно тот маршрут, который нужен (однажды даже пришёл вагон с бортовым номером 109, я не удержался и показал машинистке через лобовое стекло на свой бейдж). Не порадовала медленная скорость и по-московски высокая плата за проезд.
11. "По тундре, по железной дороге". Однопутная железная дорога, справа - бетонные заборы и глубокая канава под насыпью. Слева за лесополосой тюрьма. По шпалам бегут трое усталых человек, беспокойно осматриваясь по сторонам. Это что, побег? Почти. Это побеги. Точнее говоря, это наша команда движется в сторону бонуса на платформе Сычёво кратчайшим путём.
12. Снова вместе. Из Сычёва мы выбирались более цивилизованным способом - на 7-м трамвае, который хотя и редко, но ходит. Ещё у памятника 800-летию мы рассчитали по расписанию, что поехать к бонусу на трамвае не удастся, а вот вернуться как раз получится. И действительно, мы посетили платформу, вышли к конечной трамвая, минут 7-8 его подождали, съели шоколадку и поговорили с местными жителями, зашли в вагон, сели на три лучших места - как вдруг в вагон вскакивает Дима Зарубин из 106 команды с языком через плечо и такого же вида Оля. Судя по всему, позади был непростой спурт. Таким образом, расставшись с ними в начале второго этапа (то есть, убежав вперёд), мы снова оказались вместе. При этом они взяли на один кп больше - мы захватили бонус на улице Крупской ещё на первом этапе. Как это им удалось - действительно непонятно, мы вроде бы не тормозили. По словам Димы, они больше ездили. (Как теперь стало известно, бонус в Сычёво команде 106 не засчитан).
13. Снова убегаем. Вылезли вместе со "Вселенной..." из трамвая и помчались на финиш этапа. Ну, то есть это мы помчались, срезая по диагонали через дворы многоэтажек, и конечно пришли на финиш раньше. Как оказалось, пришли вообще раньше всех - и радость судей на этапе от этого обстоятельства явно была больше нашей. А вот помчались ли Дима с Олей к пруду - это ещё вопрос, потому что, как потом выяснилось, если бежать не дворами, а по улицам Ленина и Пионерской (по катетам), то путь как раз проходит мимо дома с рисунками, загаданного в загадке. Впрочем, о том, что было с командой 106 после нашего расставания, мы не знаем.
14. Загадка про схему трамвайных путей. Лёша, едва посмотрев на схему: "Это схема трамвайных путей!" Я, ещё даже не взглянув на схему: "Ну а что же ещё!" Так была отгадана эта загадка, честно. Может быть, помог опыт, а может быть, наоборот - его недостаток.
15. Приятный беговой участок по старому городу. Тихие нарядные улицы со старыми домами и церквами, как и должно быть в центре такого города. Именно здесь стоит погулять, когда приедешь в следующий раз. Ещё поразил контраст между отремонтированным сверкающим спортивным центром и изящными башенками ограды Брусненского монастыря, стоящими наверху зеленого склона кремлёвского холма совсем рядом.
16. Забег в Городищи. Ну тут мы отчасти сами виноваты - надо было с самого начала этапа попытаться уехать в Городищи, потому что туда редко что ходит, или хотя бы посмотреть расписание. Мы же наоборот отложили этот кп на самый конец, оперативно съездив на маршрутках вдоль по улице революции к дому 104 и обратно. В общем, на автобусы мы снова не попали, и пришлось совершить ещё один тупой забег "по шоссе туда-обратно". Был он покороче, чем забег в Сушково, раза в два, но как-то радости доставил меньше. Расстроил даже немного. Сливы, найденные Ильёй на придорожном дереве, впрочем, и вправду были хороши. Вот за что я люблю такие соревнования - они иногда рождают очень острые мимолётные желания, мини-мечты. Например, в этот момент мне пришло в голову, что надо бы купить вечером где-нибудь... на рынке... таких же слив... или даже лучше... большой пакет и с наслаждением их поесть по пути в Москву. Сливы - они такие вкусные! Но вот, к сожалению, подобные мечты забываются вскоре после финиша.
17. Мостик. Пионерскую улицу мы не отгадали, изображения на доме не видели, но из разговоров с бабушками и общих соображений стало ясно, что мостик, загаданный в загадке, находится где-то возле Кремля, скорее всего через ров, и на самом виду. Мы оставили его поиск на самый конец. Точнее, мы отлично видели правильный мостик не меньше двух раз на протяжении третьего этапа, но фонарей на нём вроде как не было, и уверенности в том, что это он - тоже. Итак, приехав на автобусе на Старую Коломну, побежали вдоль кремлёвской стены искать мостик. И сразу же натолкнулись на вход в Кремль через пролом в стене. В этом месте весьма глубокий и характерный ров засыпан, по насыпи проходит дорога, по бокам стоят четыре фонаря и - главное - совсем рядом стоит колокольня, а с другой стороны - одна из кремлёвских башен. Ну мы и порешили, что они суть загаданные здания, а насыпь и есть "мостик". Не угадали. А всё потому, что не прочли в загадке, что здания должны быть красные. Иначе бы мы сообразили, что это не колокольня, а башни, и добежали бы до правильного мостика. Ну да что уж.
19. Разводной мост. Мы опоздали где-то на пару минут, мост уже начал разводиться. Вообще, этот мост - довольно интересное устройство, я раньше такого не видел, стоило посмотреть, как он работает. Но когда он съедает твои тяжёлым трудом заработанные за счёт быстрого бега, правильного ориентирования и выбора транспорта минуты на дистанции - это очень неприятно и совсем не спортивно. Мы провели на мосту тяжелые 15 минут, ожидая, что вот начнут подходить команды, стартовавшие раньше нас - но они не пришли. Ну и ладно, всё хорошо, что хорошо кончается.
Спасибо организаторам и всей их команде за нелёгкий труд, Лёше и Илье за эти незабываемые 8 часов, всем знакомым командам за компанию (некоторым ещё за шоколад), коломенским и луховицким жителям за ответы на многочисленные странные вопросы, водителям маршруток за терпение и понимание.