А Вы теоретик :). Я не очень хочу дискутировать на эту тему, если честно.
Но минимальный ликбез все же напишу: такое практикуется повсеместно во всем мире.
Гиды и водители почти всегда получают процент от покупок в магазине. Они договариваются с владельцем что будут завозить именно в этот магазин по дороге. А иногда и не договариваются, просто магазин всегда отдает процент (ведь могли бы и не заезжать). Именно поэтому во многих экскурсиях настолько важной и обязательной частью является заезд в сувенирный магазин. В данном случае магазин не сувенирный, но находится на пути следования экскурсионных автобусов.
Знаем, читали ;)
Обычно, правда, с гидами, а не водителями. Поскольку водители ездят разными маршрутами и не сами маршрут следования выбирают. Сегодня здесь, а завтра там. А послезавтра тебя на другой автобус перевели. Со всеми магазинами сразу не договоришься. А вот гиды/сопровождающие/представители ездят постоянными проверенными маршрутами, и в автобусе верховодят, сами же и определяют, где остановиться и на сколько. Водитель этого не может, он подневольный работник.
Все покупки в магазине дополнительно записывались на бумажку руками.
Кем записывались? На какую бумажку? Вы вообще про то, как это делается, или про этот конкретный заезд сейчас говорите?
"И раз они остановились ради своих интересов, пассажиры могли бы и не выходить" — а покупать кто будет?
И я о том. Пассажиры опаздывают, недовольные, хмурые. Ещё на границе можно задержаться - мама не горюй, отсюда полная неопределённость по времени. Если люди сами не захотят пойти в магазин - то коммерческий интерес водителя накроется медным тазом. А потом ещё и побьют по дороге, может быть. Те, кто опаздывает куда-то, вряд ли пойдут затовариваться. Если и пойдут прогуляться, так купят какую-нибудь мелочь на пару евро. Процент с такой продажи составит сущие копейки. Или Вы предполагаете, что эти водители придерживаются кредо: "копеечка тут, копеечка там - к именинам целковый будет"?!
Тем более, что здесь имеем дело не с рейсовым или шоппинговым автобусом, или хотя бы просто туристическим автобусом с составом пассажиров из разных групп и турфирм, а заказной автобус под конкретную поездку. Целиком заказанный и заполненный людьми с одними и теми же интересами. Среди которых, между прочим,
опаздывают все: кто на поезд, а остальные на метро. Стало быть, все связаны одной целью и никто не захочет останавливаться для посещения магазина.
Кроме того, организатор (старший по автобусу) может волевым решением не пустить людей в магазин. Отпустить только в туалет, и только бегом (как в Выборге было у вокзала на обратном пути). Или, в конце концов, сказать, что "20 минут - это максимум, а чем раньше фактически всем составом соберёмся - тем раньше и поедем" (тогда у людей будет стимул не разбредаться, а, по возможности, вообще не выходить из автобуса).
Так что можно сколько угодно возводить единоличную вину на водителей за эту остановку, но если эта остановка, действительно, была вызвана процентом с продаж, то вина почти целиком и полностью лежит на самих пассажирах. Которые рады этот самый процент им сделать. И на том из пассажиров, кто всё это знает, но не в состоянии сказать на весь салон: "Люди, если вы не пойдёте в магазин, то время остановки уменьшится".
"И так, в том магазине народ больше ходит вдоль полок, смотрит товары и убивает время, чем что-то покупает" — покупки были. За 20 минут неизбежно кто-то что-то купит.
Не обязательно. Я и больше ходил в том магазине. Без покупок. Ждал отмашки на выезд.
про процент для гидов и водителей более чем известный факт (на случай если звучит недостаточно убедительно: у меня подруга много лет работает гидом в самых разных местах, и с магазинов порой получает больше, чем за день работы, даже с учетом разделения выручки с водителем).
Про гидов известно. Только в данном случае "гид" в этом никак замешан быть не может.
"с учётом полной неизвестности, что там ждёт впереди, на границах" - на границе есть туалет.
На финской? Да, есть, но туда мне удалось зайти только один раз: когда я там сидел и ждал, а мой водитель уехал с таможенником обратно на трассу по поводу ранее найденного им пакета с сигаретами. В остальных случаях попасть в него нельзя: или ты просто проезжаешь финскую границу легко и непринуждённо, или в этот день тебе не повезло и ты стоишь в очереди до светофора и до территории терминала (пешком туда нельзя). Или тебе совсем не повезло, и как раз досматривают тебя, твои вещи или машину, в который ты едешь. В первых двух случаях тебе явно не до туалета, а потом ты свободен, и не должен задерживать остальных.
А вот после финской границы туалет есть только у дьютика (на Брусничном) или вообще нет (на Торфяновке). Конкретно вчера ночью оба туалета у дьютика в Брусничном были закрыты по техническим причинам.
Следующий туалет - только на российском таможенном/пограничном терминале. Поскольку очередь перед российской границей, скорее, правило, чем исключение (размер очереди - вопрос вторичный), то возможность попасть в этот туалет с момента проезда мимо туалета в приграничном магазине теоретически отодвигается на несколько часов. Знаю случаи, когда наши русские люди с детьми пешком идут и просятся в туалет - а наш русский пограничник их не пускает. Остаются кусты вдоль трассы за дьютиком и до терминала, но есть нехилая вероятность отстать от своей машины или автобуса, если пока ты ходишь, очередь сильно продвинется вперёд. Наконец, когда ты попал в зону терминала, то в туалет тоже не особо сходишь, поскольку надо идти на паспортный контроль, а затем грузиться и уезжать, не задерживаться.
Поэтому, например, для автомобиля в плане туалета нет разницы: есть очередь перед терминалом или её вообще нет. И в том, и в другом случае в туалет ты не попадаешь. После прохождения контроля надо сразу езжать, не мешать проезду. Вот нас этой ночью решили досматривать, машину отогнали в сторону, так я хоть по такому случаю в туалет сходил. Хотя российский досмотр - фигня, одно название, что досмотр.
Если на автобусе, то для автобуса разница есть. Пока в зоне терминала проверяют один автобус из двух-трёх, допущенных в неё, можно успеть не только туалетные дела сделать. Хоть всем автобусом. А если проверяют сразу твой автобус, то можно успеть сходить, пока проверят всех. Только это если один или несколько из пассажиров автобуса туда идут. А вот где на границе, по-твоему, можно всем автобусом или хотя значительной его частью
с гарантией того, что тебе не придётся вместо туалета бежать в автобус, сходить в туалет? Остановка у приграничного магазина такую гарантию даёт!
"но высадка в туалет целого автобуса может обойтись поболее, чем в 5 минут" - в ситуации когда Марк четко много раз повторил что остановок точно не будет и мы очень опаздываем, а ближайший туалет на границе через 6 км... думаю Вы понимаете насколько абсурдно останавливаться у магазина с этой целью.
Ага, через 6 км, которые можно и часов 6 проходить. На поезд и на метро, конечно, всё равно опоздаешь, но без туалета мысли в тот момент будут даже не об этом ...
Кроме того, повторяю - опаздываете, сами не хотите остановок, но вот редиски-водители остановились под благовидным предлогом - так вас-то кто заставлял выходить из автобуса? Ну, в туалет дело важное, тут понятно. А прочие могли бы не выходить, если
не им эта остановка нужна.
Короче, я не знаю гарантированно в чем была причина такой остановки, но то что Вы написали не имеет к ней отношения 100% и совсем выбивается из логики нашей поездки.
Возможно, что Вы правы на 100%, а я - неправ на 100%. Вы там были, а меня там не было. Однако, если предположить, что озвученная водителями причина левая, только что ими придуманная для оправдания стоянки, то суть остановки всё-таки обеспечили сами пассажиры. К тому же я знаю: если даже объявляется стоянка перед магазином на 20 минут, то люди гуляют по магазину все 30 и более минут, один я как идиот вспотевший стою у автобуса на 21-й минуте. Не надо было вам выходить.